Атаман
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Атаман

Форум посвящен сохранению и развитию уникальных казачьих навыков конного боевого искусства. Отношение к коню, оружию, жизни, Вере - все то, что определяет казака. Традиции, системы обучения, виды оружия. История и современность.


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Святые казаки и казачьи святые

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

Казаки, как люди православные, почитают всех святых, поминаемых
Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с
казачеством и особо же чтимые казаками.

Это прежде всего святой Георгий Победоносец - покровитель всех
российских воинов не может не почитаться казаками. Мужественный
военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал
христианство, за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и
обезглавлен. Святого Георгия чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого.
Память его празднуется 26 ноября (9 декабря по новому стилю). Как
великого воина и заступника Руси чтят казаки и святого Александра
Невского.

Но есть в православии святые, связанные с казачеством более тесно, хоть на первый взгляд связь эта не всегда очевидна.






Святочтимый богатырь

К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца, былинного
героя - защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец,
по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской
лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю - 19 декабря
(1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских
пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское
воинство сразу признало святого богатыря своим покровителем.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Икона Преподобного Ильи Муромца

Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не существовало – так
что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об Илье Муромце,
согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя границы
святой Руси от басурманских набегов. Кстати, в советском издании былин
упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но
если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого
подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами.

Святой Дмитрий Ростовский был митрополитом в Ростове Великом.
Посвятил себя не только духовным подвигам, но и науке. Именно Дмитрий
Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи», которое по
сей день является одним из самых выдающихся памятников русской духовной
литературы. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал Димитрия
Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для
всей православной Восточной и Южной Европы».

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Святитель Дмитрий Ростовский

28 октября 1709 года Дмитрий Ростовский был погребен в храме
Ростово-Яковлевского монастыря. А в 1752 году обнаружилось, что его
тело не подверглось тлению. Спустя пять лет был канонизирован и
прославлен. За что же Дмитрий Ростовский так чтим казаками? Очень
просто: святой Дмитрий, в миру Даниил Пуптало, происходил из древнего
казачьего рода.

Святой казак

Ну и, наконец, самый знаменитый из казачьих святых – Иосаф
Белгородский, Святой казак. Епископ Белгородский и Обоянский в миру
звался Иоаким Андреевич Горленко. Его отец был Бунчуковым товарищем
(помощником гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Так
случилось, что отец его, Андрей Дмитриевич Горленко, вместе с Мазепой
пытался в 1709 году отделить Украину от России, переметнувшись к
шведскому королю Карлу XII, и, потерпев неудачу, бежал в Турцию.
Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, потерял все
имущество и был выселен на жительство в Москву. Вполне логично, что
замаливать свой грех Андрей Горленко предпочел в монашестве.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Икона Иосафа Белгородского

Иоакиму Андреевичу – будущему святому Иосафу – тогда было всего пять
лет, но еще мальчиком он принял решение пойти по стопам отца – служить
Господу. Иоаким поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь,
затем закончил Академию и принял постриг под именем Иосафа. В 1745 году
стал наместником в Троице-Сергиевой лавре, а в июне 1748 года
рукоположен в епископы Белгорода и Обояни. Недолгая земная жизнь была
отпущена епископу – всего-то 49 лет, не так много даже по тем временам.
Но даже за такую короткую жизнь Иоаким Андреевич успел прославиться
своей невероятной добротой и щедростью, в то время как сам предпочитал
жить в аскетической нищете. После смерти же оказалось, что мощи его не
трогаются тлением. Более того, слухи о чудесах на месте захоронения
Святого казака шли по всей России.

4 сентября 1911 года Иосаф Белгородский был причислен к лику святых.

Покровители казачества



Конечно же, не только эти святые связаны с казачеством. В каждом
войске были свои, особо чтимые православные святые, с именем которых на
устах казаки шли защищать Родину. Казаки Всевеликого Войска Донского
почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы – в память о чуде, явленном
во время «Азовского сидения». Оренбургские казаки чтут чудотворную икону
Божией Матери Табынской, не раз сопровождавшую их предков в походах
против немирных башкир, и спасенную в Гражданскую войну казаками атамана
Дутова. Покровители Енисейского ВКО - Три Святителя - Василий Великий,
Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а Центрального и Волжского ВКО -
Великомученик Георгий Победоносец – покровитель христолюбивого воинства,
чей образ запечатлен и на гербе России и на Георгиевском кресте. Патрон
Иркутского и Сибирского Казачьего общества - архиепископ Мирликийский
Святитель Николай Чудотворец, помогавший, согласно старинной легенде,
движущимся на восток казакам-первопроходцам. Забайкальские и Уссурийские
казаки возносят молитвы Святому Алексию, человеку Божему. Так повелел
российский император Николай I, подписав 17 марта 1851 года в день
Святого Алексея указ о создании забайкальского казачьего войска.
Покровитель Терского войска - Апостол Варфоломей, просвещавший язычников
Малой Азии, а Кубанского - Благоверный князь Александр Невский,
защитник земель Русских. И это не удивительно, если вспомнить, что
именно для защиты рубежей Отечества было создано кубанское казачество.
К счастью, никакие перемены в нашей многострадальной стране не
заставили – да и не заставят никогда – казачество отказаться от
почитания и прославления казачьих православных святых.
Дмитрий Мотрич

https://ataman.profiforum.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения