Казаки, как люди православные, почитают всех святых, поминаемых
Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с
казачеством и особо же чтимые казаками.
Это прежде всего святой Георгий Победоносец - покровитель всех
российских воинов не может не почитаться казаками. Мужественный
военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал
христианство, за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и
обезглавлен. Святого Георгия чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого.
Память его празднуется 26 ноября (9 декабря по новому стилю). Как
великого воина и заступника Руси чтят казаки и святого Александра
Невского.
Но есть в православии святые, связанные с казачеством более тесно, хоть на первый взгляд связь эта не всегда очевидна.
К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца, былинного
героя - защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец,
по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской
лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю - 19 декабря
(1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских
пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское
воинство сразу признало святого богатыря своим покровителем.
Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не существовало – так
что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об Илье Муромце,
согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя границы
если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого
подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами.
Святой Дмитрий Ростовский был митрополитом в Ростове Великом.
Посвятил себя не только духовным подвигам, но и науке. Именно Дмитрий
Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи», которое по
сей день является одним из самых выдающихся памятников русской духовной
литературы. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал Димитрия
Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для
всей православной Восточной и Южной Европы».
28 октября 1709 года Дмитрий Ростовский был погребен в храме
Ростово-Яковлевского монастыря. А в 1752 году обнаружилось, что его
тело не подверглось тлению. Спустя пять лет был канонизирован и
прославлен. За что же Дмитрий Ростовский так чтим казаками? Очень
просто: святой Дмитрий, в миру Даниил Пуптало, происходил из древнего
казачьего рода.
Ну и, наконец, самый знаменитый из казачьих святых – Иосаф
Белгородский, Святой казак. Епископ Белгородский и Обоянский в миру
звался Иоаким Андреевич Горленко. Его отец был Бунчуковым товарищем
(помощником гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Так
случилось, что отец его, Андрей Дмитриевич Горленко, вместе с Мазепой
пытался в 1709 году отделить Украину от России, переметнувшись к
шведскому королю Карлу XII, и, потерпев неудачу, бежал в Турцию.
Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, потерял все
имущество и был выселен на жительство в Москву. Вполне логично, что
замаливать свой грех Андрей Горленко предпочел в монашестве.
Иоакиму Андреевичу – будущему святому Иосафу – тогда было всего пять
лет, но еще мальчиком он принял решение пойти по стопам отца – служить
Господу. Иоаким поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь,
затем закончил Академию и принял постриг под именем Иосафа. В 1745 году
стал наместником в Троице-Сергиевой лавре, а в июне 1748 года
рукоположен в епископы Белгорода и Обояни. Недолгая земная жизнь была
отпущена епископу – всего-то 49 лет, не так много даже по тем временам.
Но даже за такую короткую жизнь Иоаким Андреевич успел прославиться
своей невероятной добротой и щедростью, в то время как сам предпочитал
жить в аскетической нищете. После смерти же оказалось, что мощи его не
трогаются тлением. Более того, слухи о чудесах на месте захоронения
Святого казака шли по всей России.
4 сентября 1911 года Иосаф Белгородский был причислен к лику святых.
Конечно же, не только эти святые связаны с казачеством. В каждом
войске были свои, особо чтимые православные святые, с именем которых на
устах казаки шли защищать Родину. Казаки Всевеликого Войска Донского
почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы – в память о чуде, явленном
во время «Азовского сидения». Оренбургские казаки чтут чудотворную икону
Божией Матери Табынской, не раз сопровождавшую их предков в походах
против немирных башкир, и спасенную в Гражданскую войну казаками атамана
Дутова. Покровители Енисейского ВКО - Три Святителя - Василий Великий,
Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а Центрального и Волжского ВКО -
Великомученик Георгий Победоносец – покровитель христолюбивого воинства,
чей образ запечатлен и на гербе России и на Георгиевском кресте. Патрон
Иркутского и Сибирского Казачьего общества - архиепископ Мирликийский
Святитель Николай Чудотворец, помогавший, согласно старинной легенде,
движущимся на восток казакам-первопроходцам. Забайкальские и Уссурийские
казаки возносят молитвы Святому Алексию, человеку Божему. Так повелел
российский император Николай I, подписав 17 марта 1851 года в день
Святого Алексея указ о создании забайкальского казачьего войска.
Покровитель Терского войска - Апостол Варфоломей, просвещавший язычников
Малой Азии, а Кубанского - Благоверный князь Александр Невский,
защитник земель Русских. И это не удивительно, если вспомнить, что
именно для защиты рубежей Отечества было создано кубанское казачество.
Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с
казачеством и особо же чтимые казаками.
Это прежде всего святой Георгий Победоносец - покровитель всех
российских воинов не может не почитаться казаками. Мужественный
военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал
христианство, за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и
обезглавлен. Святого Георгия чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого.
Память его празднуется 26 ноября (9 декабря по новому стилю). Как
великого воина и заступника Руси чтят казаки и святого Александра
Невского.
Но есть в православии святые, связанные с казачеством более тесно, хоть на первый взгляд связь эта не всегда очевидна.
Святочтимый богатырь
К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца, былинного
героя - защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец,
по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской
лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю - 19 декабря
(1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских
пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское
воинство сразу признало святого богатыря своим покровителем.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Икона Преподобного Ильи Муромца
Икона Преподобного Ильи Муромца
Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не существовало – так
что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об Илье Муромце,
согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя границы
святой Руси от басурманских набегов. Кстати, в советском издании былин
упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого
подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами.
Святой Дмитрий Ростовский был митрополитом в Ростове Великом.
Посвятил себя не только духовным подвигам, но и науке. Именно Дмитрий
Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи», которое по
сей день является одним из самых выдающихся памятников русской духовной
литературы. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал Димитрия
Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для
всей православной Восточной и Южной Европы».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Святитель Дмитрий Ростовский
Святитель Дмитрий Ростовский
28 октября 1709 года Дмитрий Ростовский был погребен в храме
Ростово-Яковлевского монастыря. А в 1752 году обнаружилось, что его
тело не подверглось тлению. Спустя пять лет был канонизирован и
прославлен. За что же Дмитрий Ростовский так чтим казаками? Очень
просто: святой Дмитрий, в миру Даниил Пуптало, происходил из древнего
казачьего рода.
Святой казак
Ну и, наконец, самый знаменитый из казачьих святых – Иосаф
Белгородский, Святой казак. Епископ Белгородский и Обоянский в миру
звался Иоаким Андреевич Горленко. Его отец был Бунчуковым товарищем
(помощником гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Так
случилось, что отец его, Андрей Дмитриевич Горленко, вместе с Мазепой
пытался в 1709 году отделить Украину от России, переметнувшись к
шведскому королю Карлу XII, и, потерпев неудачу, бежал в Турцию.
Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, потерял все
имущество и был выселен на жительство в Москву. Вполне логично, что
замаливать свой грех Андрей Горленко предпочел в монашестве.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Икона Иосафа Белгородского
Икона Иосафа Белгородского
Иоакиму Андреевичу – будущему святому Иосафу – тогда было всего пять
лет, но еще мальчиком он принял решение пойти по стопам отца – служить
Господу. Иоаким поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь,
затем закончил Академию и принял постриг под именем Иосафа. В 1745 году
стал наместником в Троице-Сергиевой лавре, а в июне 1748 года
рукоположен в епископы Белгорода и Обояни. Недолгая земная жизнь была
отпущена епископу – всего-то 49 лет, не так много даже по тем временам.
Но даже за такую короткую жизнь Иоаким Андреевич успел прославиться
своей невероятной добротой и щедростью, в то время как сам предпочитал
жить в аскетической нищете. После смерти же оказалось, что мощи его не
трогаются тлением. Более того, слухи о чудесах на месте захоронения
Святого казака шли по всей России.
4 сентября 1911 года Иосаф Белгородский был причислен к лику святых.
Покровители казачества
Конечно же, не только эти святые связаны с казачеством. В каждом
войске были свои, особо чтимые православные святые, с именем которых на
устах казаки шли защищать Родину. Казаки Всевеликого Войска Донского
почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы – в память о чуде, явленном
во время «Азовского сидения». Оренбургские казаки чтут чудотворную икону
Божией Матери Табынской, не раз сопровождавшую их предков в походах
против немирных башкир, и спасенную в Гражданскую войну казаками атамана
Дутова. Покровители Енисейского ВКО - Три Святителя - Василий Великий,
Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а Центрального и Волжского ВКО -
Великомученик Георгий Победоносец – покровитель христолюбивого воинства,
чей образ запечатлен и на гербе России и на Георгиевском кресте. Патрон
Иркутского и Сибирского Казачьего общества - архиепископ Мирликийский
Святитель Николай Чудотворец, помогавший, согласно старинной легенде,
движущимся на восток казакам-первопроходцам. Забайкальские и Уссурийские
казаки возносят молитвы Святому Алексию, человеку Божему. Так повелел
российский император Николай I, подписав 17 марта 1851 года в день
Святого Алексея указ о создании забайкальского казачьего войска.
Покровитель Терского войска - Апостол Варфоломей, просвещавший язычников
Малой Азии, а Кубанского - Благоверный князь Александр Невский,
защитник земель Русских. И это не удивительно, если вспомнить, что
именно для защиты рубежей Отечества было создано кубанское казачество.
К счастью, никакие перемены в нашей многострадальной стране не
заставили – да и не заставят никогда – казачество отказаться от
почитания и прославления казачьих православных святых.
Дмитрий Мотричзаставили – да и не заставят никогда – казачество отказаться от
почитания и прославления казачьих православных святых.